Желтогузка

Однажды я заметил, как к вечеру в саду над деревьями появляется множество белых крупных бабочек, издали похожих на пушистые хлопья снега. Они кружатся, садятся на листву, взлетают, порой резко падают вниз и затем медленно поднимаются снова.

ЖелтогузкаИногда они перелетают на другие деревья, и, глядя на них, думаешь, что летают они очень плохо, летать они только учатся. Чем больше темнеет, тем больше их появляется.

Заинтересованный, я решил обязательно поймать одну из них. Вот бабочка низко-низко пролетела близко от меня. Я снял соломенную шляпу, замахнулся и ударил. Бабочка упала, но не полетела, как это делают обычные дневные бабочки, а медленно поползла по тонкой травинке кверху.

Тут я ее и поймал. Это была большая белая моль. Толстое туловище, диаметром в несколько миллиметров, белые крылья, расположенные параллельно туловищу, обдавали пальцы белоснежной пыльцой, два черных пушистых усика стояли подобно антеннам.

Как эти бабочки называются? — опросил я в деревне.

— Князьки,— ответили мне.

«А что если на них попробовать ловить рыбу»,— пришла мне в голову мысль. Я представил себе, как хорошо будет замаскировать в этом туловище крючок, как хорошо насадка будет видна рыбе, и решил обязательно попробовать.

ЖелтогузкаСо шляпой в руках принялся я бегать по саду и ловить «князьков» в коробку.

Утром мне пришлось немного огорчиться. Почти все «князьки» в коробке лежали сухие, с прозрачными поломанными крыльями; они потеряли всю свою красоту и для ловли не годились.

Несколько штук я все-таки отобрал. С ними я и пошел к реке. Четверть часа ловли, и в моей корзинке шесть небольших голавлей. Какая радость! Новая насадка найдена, и какая насадка!

Теперь быстрей бы вечер!

Вечером, собрав ватагу деревенских мальчишек, я бегаю в погоне за «князьками».

Желтогузка После первого неудачного хранения в коробке я стал держать «князьков» в избе, в окне, отделив его от помещения простыней. «Клетка» оказалась хорошей. «Князьки» на окне сохранялись свежими и живыми. Когда наступало утро, я снимал простыню, но «князьки» не разлетались, а мирно спали, уцепившись ножками за подоконник.

Скоро я отказался и от старого метода ловли. Днем я подходил к небольшому дереву и резко стучал толстой палкой по стволу. Дерево вздрагивало, и «князьки», не успев раскрыть крылья, падали на траву, где я их не спеша собирал.

Рыба на «князьков» клевала превосходно. Попадались, в основном, голавли, шересперы, язи, изредка маленькие окуньки.

Уже в Москве я узнал, что эта бабочка называется желтогузка. Она обитает в Европе, Южной Сибири, Восточной Азии и является вредителем деревьев лиственных пород, таких, как тополь, липа, береза.