» » Экспедиция на Тянь-Шань

Экспедиция на Тянь-Шань

Первый европейский исследователь Тянь-Шаня Петр Петрович Семенов, получивший за свой титанический труд титул «Семенов-Тянь-Шанский», и не предполагал, что через сотню лет вершины этой величественной горной системы будут покоряться «Патриотами» отечественного автопрома. Впервые автомобиль российского производства завершил переход перевала на отметке 40-50 м и установил высокогорный рекорд для «Патриотов». Компания Sollers и УАЗ, входящий в состав автомобильного холдинга, уже не первый раз устраивают для журналистов путешествия на флагмане марки -«Патриот». В этом году принять участие в экспедиции пригласили и нас.

Узнав о возможности порыбачить на озере Иссык-Куль, в Киргизии, и горных реках Тянь-Шаня, мы с радостью согласились принять участие в этом мероприятии. Преодолевать расстояния до мест ловли в 1000 км уже стало вполне обыденным для многих, а рыбалка на Иссык-Куле - вещь незнакомая для нашего читателя. Кроме того, «Патриот» позиционируется как автомобиль для рыбалки и охоты, в чем, собственно, и хотелось убедиться воочию. О красоте и величии гор, о достижениях нашей автомобильной промышленности и о рыбалке на Иссык-Куле пойдет речь в этом репортаже.

Экспедиция  на Тянь-Шань Экспедиция на Тянь-Шань, организованная группой Sollers, - это не просто тест-драйв обновленного УАЗа, это сплошной драйв в голове, теле и мыслях. От увиденного «спирает в зобу» и не хватает слов для выражения чувств. Четыре дня незабываемой красоты: горы, яркое солнце и необыкновенной голубизны небо, особенный воздух и всегда разная вода. Бурлящие ручьи, стекающие с ледников, объединяются в небольшие речки, которые вскоре превращаются в мощные горные потоки; выбегая на равнины, они разливаются в широкие реки, несущие воды в чистейшие горные озера, окруженные величественными тянь-шаньскими елями. Маршрут экспедиции был составлен таким образом, чтобы водители могли испытать автомобиль в самых разных условиях. Вылетев поздно вечером из Москвы, через четыре с небольшим часа мы приземлились в солнечной и зеленой Алматы - бывшей столице Казахстана. Завтрак, короткий инструктаж, получение ключей от автомобилей и сразу в путь.

Девять автомобилей «Патриот», участвовавших в экспедиции, были представлены в максимальной комплектации Limited: UAZ Patriot 2008 г. оборудован кондиционером, улучшенными системами отопления и вентиляции, обновленной системой охлаждения двигателя. Кроме того, внедорожники оснащены антиблокировочной системой тормозов и совсем новой опцией - МРЗ-магнитолой. «Музыка» оказалась совсем простенькой, но очень выручала на длинных перегонах.

В первый день путешествия пришлось преодолеть 328 км. Маршрут пролегал через долину Согеты в Чарынский каньон, затем предстояли пересечение границы Казахстан - Республика Киргизия и ночевка в палаточном лагере на реке Каркара, на высоте около 2000 м.

Чарынский каньон, созданный природой несколько миллионов лет назад, очень красив. Его часто называют младшим братом Гранд-Каньона в штате Колорадо, США. Сходство, действительно, поразительное! Красные глиняные стены каньона, изрезанные глубокими трещинами, формируют пещеры, гроты и теневые ниши различных форм и размеров, что производит впечатление огромного города-призрака, населенного фантастическими существами. Крутой спуск на дно ущелья автомобили преодолели играючи, некоторые водители даже специально демонстрировали танцы на одном колесе.

Уезжать не хотелось, но надо было двигаться дальше. Для перехода границы между Казахстаном и Киргизией для российских граждан достаточно иметь паспорт, визы не требуется, но паспортный контроль все равно занимает довольно много времени. Уже в темноте мы добрались до места первой ночевки, в ущелье Каркара. Во второй день нужно было проехать всего 210 км, однако путь пролегал по горным серпантинам вдоль реки Каркара, так что двигаться приходилось со скоростью не более 40-60 км/ч. Река Каркара служит границей между Кыргызстаном и Казахстаном. Несколько раз пришлось пересекать реку вброд, что «Патриоту» удавалось легко, даже без включения пониженной передачи. В тот день мы взобрались на высоту 3481 м, где расположился чек-пойнт (промежуточный контрольный пункт). Дышалось уже тяжелее, но представшие перед глазами заснеженные вершины, тянувшиеся до бесконечности, завораживали, и невозможно было оторвать взгляд.

Экспедиция  на Тянь-Шань С плато дорога спускалась в живописную долину реки Сарыжаз. В верховьях реки расположены крупнейшие ледники Тянь-Шаня, названные в честь русских исследователей Средней Азии - Семенова и Мушкетова. Далее дорога то уводит вверх, где вовсе нет растительности, то спускается вниз, поражая разноцветьем трав. Встречались многочисленные поляны эдельвейсов - цветов, считающихся символом счастья и любви. Короткая остановка на обед не позволила расчехлить удочку, хотя, судя по моему небольшому опыту, место для рыбалки было перспективное. Однако мы должны двигаться вперед, соблюдая график движения. В этот день нужно было добраться до горнолыжной базы Каракол, расположенной на высоте 2300 м. Двигаясь точно по графику, наш экипаж оказался на базе первым. Но насладиться плодами цивилизации (горячий душ и ужин в ресторане) нам не пришлось.

Организаторы экспедиции предложили подняться на импровизированную смотровую площадку, откуда можно увидеть Иссык-Куль с высоты птичьего полета. Мы охотно согласились, не предполагая, что придется взбираться 700 м по недавно проложенному грейдером одноколейному серпантину с уклоном более 45°, а последние 50 м двигаться по крутому горнолыжному спуску вообще без дороги и колеи. По сторонам страшно было смотреть - кругом пропасть. Но несмотря на то что во время движения несколько раз выбивало ручку пониженной передачи, машина глохла и казалось, что вот-вот сорвемся с края обрыва, мы достигли вершины и успели полюбоваться закатом солнца над Иссык-Кулем. Спускались вниз уже в темноте, что оказалось еще страшней. Остальные экипажи повторили восхождение утром следующего дня, но яркое солнце не дало им возможности увидеть озеро.

Третий день путешествия посвящен посещению ущелья Джеты-Огуз и восхождению на перевал на высоте 4050 м в ущелье Барскаун, а к вечеру мы должны попасть на долгожданный Иссык-Куль у предгорьев Алатоо. Ущелье Джеты-Огуз славится курортом на базе горячих сероводородных источников, целебная сила которых известна еще с древних времен. Окрестности курорта очень живописны. Особой известностью пользуются скальные ансамбли «Разбитое сердце» и «Семь быков», сложенные третичными палеогеновыми отложениями красного цвета. Огромные темно-зеленые массивы тянь-шаньской корабельной ели на склонах гор из красного песчаника выглядят очень красиво. Кстати, Алатоо в переводе с киргизского означает «пестрые горы». Верхнюю часть долины замыкает многокилометровая стена, посередине которой возвышается красивейшая двойная вершина Огуз-Баши («голова быка») высотой 5168 м. Пройдя специально подготовленную «триальную» трассу (острые камни, пересечение ручьев, сломанный мост, грязь по колено) без повреждений, мы отправились в ущелье Барскаун.

В Средние века по нему проходила одна из ветвей Великого шелкового пути. Сейчас здесь проложена хорошая грутовая дорога, соединяющая центральную часть Республики Киргизия с высокогорным золоторудным комбинатом «Кумтор», совладельцами которого являются канадские компании, чем и объясняется, вероятно, хорошее качество дороги. После красивого плато с небольшими озерами, сверкающими кристально-чистой водой, дорога резко поднимается в горы. Наконец мы достигли цели - высота 4050 м, вокруг ледники, дышать тяжело, накрапывает дождь и завывает сильный ветер. Одному из экипажей, как выяснилось позже, этого показалось мало, и экстремалы решили взобраться еще выше по селевому потоку. Но эксперимент оказался неудачным: машина увязла «по уши», и ни один из экипажей не смог вытащить автомобиль, поэтому помощи пришлось ждать до утра от золоторудного комбината. С горами шутить опасно!

Экспедиция  на Тянь-Шань К сожалению, на Иссык-Куле мы оказались уже глубокой ночью. Оставалось лишь искупаться и ложиться спать. С восходом солнца я отправилась на рыбалку. Озеро, безусловно, производит неизгладимое впечатление. Вода настолько прозрачная, что видно дно на глубине 20 м; на вкус она немного солоноватая. Бескрайняя водная гладь и белый песок пляжа создают ощущение, что ты на море. Иссык-Куль -это не просто озеро, а один из важнейших водных резервуаров на планете. Его длина 117, ширина 60 км, глубина до 668 м. Озеро является самым большим бессточным водоемом Средней Азии по объему воды и вторым после Аральского моря по площади зеркала. Оно заполняет тектоническую впадину между хребтами Терскей-Алатоо и Кунгей-Алатоо. Около 80 мелких речек втекают в озеро, но ни одна не вытекает из него, в связи с чем в озере наблюдается повышенная минерализация воды. Времени на рыбалку было очень мало, поэтому поймать ничего не удалось, но зато буквально пять минут я смогла побеседовать с местными жителями и гидами на реке Чу. Вот что они рассказали.

Экспедиция  на Тянь-Шань Когда-то озеро Иссык-Куль славилось хорошими уловами севанской форели, которую в 70-80-х гг. прошлого столетия вселили в Иссык-Куль. Рыба семейства лососевых прекрасно прижилась в озере, очень быстро размножилась и достигла массы в 10-20 раз больше, чем у себя на родине, в озере Севан. Однако совершенно бесконтрольный вылов в последние 20 лет и браконьерство привели к тому, что сегодня форель находится на грани исчезновения. Правительство пытается остановить этот беспредел: в июне 2008 г. объявлен пятилетний мораторий на вылов рыбы в озере. Но местные жители убеждены, что рыба с прилавков рынка не исчезнет, поскольку рыбный промысел - один из способов выживания людей в прибрежной зоне Иссык-Куля и на берегах реки Чу.

Экспедиция  на Тянь-Шань Местные рыболовы любят половить удочкой иссыккульского чебачка - небольшую рыбку семейства карповых, очень вкусную как в вяленом, так и в жареном, и в соленом виде, внешне слегка напоминающую ряпушку и корюшку. Река Чу, вдоль которой продолжался наш путь, также славилась и форелью, и судаком, и карпом, но сегодня здесь с трудом можно поймать маринку и османа. Осенью, в сентябре - октябре, говорят, рыбалка бывает лучше, особенно на озерах и в верховьях рек.

В последний день путешествия нам предстояло преодолеть самое большое расстояние - около 600 км, однако основная часть маршрута пролегала по обычным скоростным трассам, поэтому показалась скучноватой и длинной. Неприятностей добавил пограничный пост между Кыргызстаном и Казахстаном, где царил полный хаос. В Алматы мы оказались поздно вечером. Горячий душ, хороший ужин и воспоминания о поездке исправили настроение.

Раздел: Бывалые говорят 4-10-2011, 06:12

Рекомендуем посмотреть:

  • Озеро Тургояк
    Это озеро легенд и сказаний находится в 22 км от станции Миасс. К озеру ходят рейсовые автобусы. Тургояк — одно из самых глубоких озер Южного Урала: его глубина достигает 40 м. Длина береговой линии около 30 км. На озере шесть живописнейших ...

  • Озеро Упканы-Куль
    Озеро это расположено в Уфимском районе Башкирской АССР у восточного края широкой поймы реки Уфы. Озеро начало зарастать, образуя в отдельных местах довольно значительные по площади и глубине трясины, что вполне оправдывает название: Упканы-Куль в ...

  • Юрская рыбалка в патагонии
    Первая информация о фантастической ловле крупной радужной форели в аргентинском «озере Юрского периода» появилась в 2006 году. За прошедшие годы это место стало по-настоящему популярным. Попробуйте набрать в веб-поиск вике Интернета слова Jurassic ...

  • Рыбалка в г.Термез
    Выезжая в очередной тур, мы даже не могли себе представить, что он будет именно таким: жарким, интересным, полным различных встреч, ну и, конечно, же рыбным — куда без этого! Дело было ранним летним утром, приятно сейчас, в холодные зимние дни, об ...

  • Жемчужина Балкан
    Республика Черногория настоящий рай для любителей ловли лососевых потому, что тут водятся хариусы - такая же сильная рыба, как как карпы или трофейные дунайские лососи и форели. Посетивший это балканское государство и ловивший в кристально ...

  • Рыбалка в Норвегии
    Москва - Копенгаген - Осло - Трондхейм -Тромсё - Осло - Стокгольм - Москва. Такой непростой маршрут предложил норвежский туроператор Din Tur, совместно с которым Совет по туризму Норвегии организовал нашу поездку для ознакомления с рыболовными ...
Комментарии:
Оставить комментарий
логин: пароль: