» » Парус для лодки рыболова

Парус для лодки рыболова

В своих рыболовно-охотничьих походах по водным просторам Ленинградской области или других городах мы неоднократно встречались с необходимостью преодолевать значительные водные пространства.

Парус для лодки рыболоваВ этих случаях нами успешно применялся небольшой трехугольный парус, сшитый из легкого, но плотного материала. С таким парусом мы побывали на всей Вуоксинской системе на Карельском перешейке, и надо сказать, что он во многом облегчал передвижение, не говоря уже о чисто романтической стороне этого путешествия. Идти под парусом, да при хорошем ветре — одно удовольствие.

Времени для оборудования лодки: установки мачты, ее крепления, крепления паруса к мачте — затрачивается совсем немного. Особого инструмента, кроме охотничьего топорика и отвертки, для этого не надо. Нужна только небольшая предварительная домашняя подготовка к нему. Мы хотим поделиться нашим опытом применения паруса. Надеемся, что рыболовы, выезжающие на рыбалку, одобрят его.

Парус рассчитан на использование его на стандартной одно-парной лодке и имеет площадь около 4 кв. м.

Устройство паруса (рис. 1). Парус шьется по форме прямоугольного треугольника, большой катет которого равен 360 см, меньший — 220 см.

Гипотенуза треугольника имеет небольшое отклонение во внешнюю сторону треугольника. Материалом для паруса может быть любая, более или менее плотная материя, желательно белого цвета. Углы паруса усиливаются путем нашивания с обеих сторон дополнительных кусков материала.
Края паруса подгибаются и прошиваются с таким расчетом, чтобы в образовавшийся шов можно было пропустить шнур диаметром 4—5 мм.

В вершинах угла паруса шнур выпускается примерно на 10 см для дальнейшего крепления паруса к концевым кольцам. По линии большого катета паруса к пропущенному через шов шнуру крепятся (пришиваются) колечки диаметром 1 см из 2-миллиметровой медной проволоки, через каждые 20 см.

На меньшем катете паруса через каждые 20 см крепятся, опять-таюи к шнуру, тесемочные завязки, которыми парус будет прикрепляться к гику. На расстоянии 100 см от нижнего края паруса пришивается через каждые 20 см ряд тесемочных завязок (рифы).

Они необходимы на случай уменьшения площади паруса при сильном ветре. Проделав "эту работу, полотнище паруса можно считать готовым. Для пользования парусом необходимо сделать некоторые, совершенно несложные и легкие по весу приспособления.

Приспособления для крепления мачты к лодке (рис. 2 и 3). Для крепления мачты ко дну лодки из двух дощечек размером 4X7,5X15 см делается основание, в которое будет вставляться нижний конец мачты (рис. 2). Крепятся дощечки ко дну лодки 4 шурупами.

Для крепления мачты к переднему сидению лодки изготовляется специальное крепление из 2-миллиметрового дюралюминия по форме и размерам, указанным на рис. 3. Крепление крепится к сидению 8 шурупами. Соединение гика с мачтой. Для соединения гика с мачтой изготовляется дюралюминиевое крепление (рис. 4). Полосе дюралюминия шириной 3 см придается форма, указанная на рис. 4.

В выступе сверлится отверстие диаметром 8—10 мм для соединения болтом со второй частью крепления. Вторая часть крепления гика представляет из себя серьгу, сделанную из такой же полосы дюралюминия и имеющую отверстие для соединительного болта с первой частью крепления. Серьга имеет проушину для соединения с крюком мачты, на котором и будет крепиться гик в собранном виде.

Крюк мачты имеет Г-образный вид, на одном конце его нарезана резьба для барашка, закрепляющего серьгу крепления гика; на другом конце крюк имеет вид обычного шурупа длиной 6 см. Диаметр крюка 0,6 см. Гик крепится в первой части крепления тремя шурупами, для которых просверливаются отверстия. Крепление гика готово.

Для подъема паруса надо еще иметь два небольших обушка, представляющих собой шуруп длиной до 5 см с припаянным к нему медным колечком диаметром 1—2 см. (Можно использовать обушок от дверного крючка.) Необходимо также иметь шнур диаметром 0,5 см. Об использовании шнура будет написано ниже.

Мачта и гик. Мачту и пик мы делаем на месте ловли. Мачтой может быть любое прямое деревцо или жердь, достаточно длинные. В основании мачта имеет диаметр 6—7 см и постепенно сужается кверху до 4—4,5 см.
Нижний конец мачты на расстоянии, равном от дна лодки до сидения, затесывается топориком в виде прямоугольника, сечением 5X5 см.

Гиком мачты может служить любая достаточно прочная и ровная рейка длиной 225 см как прямоугольного, так и круглого сечения.

Подготовка к постановке паруса. Сделав мачту, в нее ввертывают на расстоянии 15 см от сидения лодки, к которому она будет крепиться, крюк. Выше крюка на 10 см ввертывается один из обушков. Второй обушок ввертывается в верхнем конце мачты на расстоянии, равном длине большого катета паруса плюс 10 см (считая от нижнего обушка). Обушки и крюк располагаются по линии на той стороне мачты, которая обращена к корме.

Затем подготавливают гик. Закрепив конец гика тремя шурупами в первой части крепления, соединяют эту часть с серьгой при помощи болтика с гайкой, на котором гик будет иметь возможность принять вертикальное положение. Серьга своей проушиной надевается на крюк мачты и закрепляется барашком.

Гик должен свободно ходить в горизонтальном положении. Приспособления для крепления мачты с лодкой прикрепляются соответственно ко дну лодки и к переднему сидению строго друг над другом и над килем лодки для придания мачте вертикального положения.

Прикрепив гик к мачте, привязывают нижний край паруса к гику тесемками, закрепив первое кольцо нижнего левого угла паруса (рис. 1) за серьгу гика, а кольцо правого угла паруса за конец гика. Парус по гику должен быть натянут туго.

Затем через все колечки большого катета паруса продергивают шнур диаметром 0,4—0,5 см с таким расчетом, чтобы второе снизу колечко паруса находилось над нижним обушком.

Продернув шнур через все колечки, закрепляют его за верхнее колечко паруса двойным узлом и пропускают через верхний обушок. Верхнее колечко паруса не должно доходить до верхнего обушка примерно на 10—15 см.

Это необходимо для натяжки паруса. Шнур, пропущенный через верхний обушок, натягивается вдоль мачты. Парус при этом должен равномерно расположиться большим катетом вдоль мачты. Концы шнура связывают, оставляя концы для крепления шнура к сидению или к специальному шурупу, ввернутому в мачту,— это не позволит парусу самопроизвольно опускаться.

После этого к дальнему концу пика привязывают- шнур для управления парусом. Конец шнура держится в руке или закрепляется к лодке во время движения. Этот шнур можно пропустить через обушок, закрепленный в борту лодки, это облегчит управление парусом Постановка паруса на мачту закончена. Спустив парус (это достигается путем перемещения шнура по обушкам мачты) и подняв пик вдоль мачты, вставляют последнюю в креп1 ления. Никаких дополнительных креплений мачта не требует, и если крепления сделаны хорошо, то мачта стоит очень устойчиво.

Поставив руль, а если такового нет, то, используя короткое, широкое кормовое весло, можно отправляться в путь. Войдя в полосу ветра, подымают парус, закрепляют концы шнура паруса на мачте, закрепляют шнур гика. Ветер наполняет парус, и лодка начинает двигаться. Опыт показал, что, используя треугольный парус на простой стандартной лодке, можно успешно идта даже под небольшим острым углом против ветра. При очень сильном ветре возникает необходимость уменьшить парусность.

В этом случае парус спускают до рифов, укрепив ими гик, и закрепляют шнур подъема паруса. Площадь паруса значительно сокращается. Мы ходили под таким парусом в очень свежий ветер и пришли к выводу, что он совершенно безопасен в сочетании с лодкой без специального киля. В случае безветрия или встречного ветра парус спускается, гик поднимают параллельно мачте, а ее вынимают из крепления и укладывают на дно лодки.

Материалы для изготовления паруса и крепления:

  • Легкая, но плотная материя — 7,5 м при ширине 80 см.
  • Дюралюминий листовой (2-миллиметровый).
  • Шнур 4—5-миллиметровый — 25 м.
  • Шурупы.
  • Обушки.
  • Медная проволока 2-миллиметровая для колечек. Крюк с барашком. Болтик с гайкой.

  • Дата размещения: 27-03-2013, 16:07

    Раздел: Бывалые говорят

    Рекомендуем посмотреть:

    • Ещё о донке
      Я своими старыми руками дальше 25—30м не могу забрасывать донку, а после нескольких забросов и 20 м для меня предел. Поэтому я поставил перед собой цель — увеличить дальность заброса, для чего к вершине прута длиной около 60 см прикрепил ...

    • Подставка для удилищ
      Рыболовам-удильщикам приходится ловить рыбу с берега, с лодки, с мостков. Каждый раз им надо приспосабливаться к местным условиям, чтобы установить удилище в рабочем положении. Этого неудобства можно избежать, если сделать специальную подстчвку, ...

    • Кукан спиннингиста
      Я хочу рассказать об устройстве кукана, которым пользуюсь не один год. На него можно посадить 5—6 рыб. Прежде всего из сталистой (хорошо из антикоррозийной) проволоки сечением 1—1,2 мм нужно сделать прочные застежки длиной до 50 мм, похожие на ...

    • О регулируемых кивках
      Я пытался создать универсальный кивок, дающий возможность ловить рыбу на различные по-размерам мормышки. Хотя его конструкция и имела некоторые недостатки (громоздкость и необходимость при каждом изменении глубины ловли выпутывать леску из колечек ...

    • Катамаран «Ладога»
      Для ловли в местах, удаленных до 80 м от берега, мы используем катамаран, оснащенный искусственными мушками. Вниманию читателя предлагаем конструкцию удобного в эксплуатации и несложного в изготовлении портативного катамарана «Ладога» (рис. 1). На ...

    • Лодка из автомобильных камер или прорезиненного материала
      За последнее время рыболовами-любителями и охотниками изготовлено немало конструкций надувных лодок. Учитывая пожелания рыболовов и охотников и рассматривая многие конструкции лодок, изготовленные кустарным способом, приходишь к выводу, что все ...
    Комментарии:
    Оставить комментарий
    логин: пароль: